MES-системы и эффективное управление производством

Приглашаем на семинар!



13-14.02.2025 г., г. Москва, до начала 49 дней!

MCM8 Построение систем класса MES для эксплуатирующих компаний

Подайте заявку на участие прямо сейчас!

img23

Корпоративный семинар 2016 г.
В.В. Чапкин (НПО Стрела): "...Эффективное военное предприятие - не фантастика, а наше будущее, мы этому учимся и к этому идём..."

 

Тренинг-референс визит "Управление машиностроительным предприятием - формирование производственных расписаний". Как это было.

День первый

Началась поездка со встречи в аэропорту. В назначенное время в назначенное место все прибыли без опоздания. Особенно приятно было наблюдать встречу тех, кто едет с нами уже не в первый раз. Ольга Усанчикова раздала всем информационные конверты и паспорта. Все посмотрели друг на друга, познакомились и сели пить кофе в баре. Авиакомпания FinnAir подарила для этого мероприятия целый час - вылет задержался.

В результате с опозданием на один час вылетели из Москвы. На пересадку в Хельсинки (такой сложный маршрут был выбран по техническим причинам) отводилось первоначально 4 часа, но из-за опоздания этот срок сократился. В результате не все участники делегации рискнули покинуть территорию аэропорта, только четверо самых отчаянных взяли такси и на 30 минут уехали погулять по центру города. Всё получилось, даже вернулись вовремя без опоздания.

Вторая часть перелёт прошла в штатном режиме по расписанию, в аэропорту Франкфурта ждал автобус, который за полтора с небольшим часа привёз нас к нашему отелю в г. Мосбах. Время было уже позднее, поэтому недолго думая сели ужинать в ресторане при гостинице. Сразу почувствовали, что мы в Германии. Свежее пиво, парное мясо, приготовленное по фирменному рецепту. Красота. И все вокруг говорят по-немецки.

День второй

Утром следующего дня в отель приехал Карл Шнеебауэр, управляющий партнёр компании MPDV. Немного пообщавшись за завтраком в гостинице, на предоставленном транспорте отправились в офис компании MPDV, где и было запланировано проведение семинара. В суете сборов одного члена делегации, как выяснилось, забыли в отеле. За ним съездили отдельно. Это всё очередной раз доказывает, как важно всё делать в установленное расписанием время.

Во дворе офиса компании MPDV нас встречал российский флаг, а в фойе стоял огромный монитор на котором были приветственные слова в адрес делегации из России. Причём не просто абстрактно, а пофамильно. Мелочь, а приятно.


Начался первый день занятий. После небольшого вступительного слова и знакомства с приехавшими гостями, Карл Шнеебауэр стал рассказывать о моделях планирования в MES-системах и как на основании этих моделей строить производственные расписания. Семинар проводился на английском языке, переводил Решетников Игорь. В перерыве на кофе все с удовольствием гуляли по внутреннему дворику офисного здания MPDV.

Пообедали тут же в офисе. После обеда все сели в поданный автобус (теперь в полном составе, без потерь) и выехали на первый референс-визит на завод MAGNA Mirrors, г. Дорфпрозелтен. Бавария, территория немецкой автопромышленности. Почти два часа ехали по немецким городкам. Всё маленькое, аккуратное. Но никаких признаков "провинции". Совсем не как у нас, видна децентрализация экономики.

На заводе нас уже ждали. Переговорная комната была подготовлена, в зале были установлены промышленные терминалы, на которые была выведена информация с производственной управляющей системы. Презентация была на английском языке, но для страховки на встрече присутствовал русскоговорящий сотрудник завода (из Белоруссии), а проводил презентацию Дэнис Шмидт, руководитель группы поддержки производственных систем. Нам рассказали о структуре предприятия, его взаимодействие с другими заводами группы MAGNA, о модели управления производством. Предприятие, на котором мы были, специализируется на производстве зеркал для автомобилей Фольксваген и др.


Далее пошли формальные моменты. Мы подписали какие-то документы, что что-то обязуемся в плане обеспечения безопасности и секретности. После этого нам провели экскурсию по производственным помещениям завода, детально показали сборочный участок, рассказали про схему обеспечения гарантированного качества выпускаемой продукции.

После экскурсии по производству снова собрались в переговорной комнате, у участников была возможность задать вопросы и получить компетентные ответы. Напоследок все получили памятные сумки с логотипом завода. Молодцы, умеют красиво встретить!

На автобусе вернулись в Мосбах, где нас ждал ужин в лучшем ресторане города. Снова мясо, пиво, а под конец вечера - малиновая самогонка и прочие изыски. До отеля было недалеко и по мере прихода усталости все небольшими группами уходили спать. Наутро всех ждали новые поездки и занятия. Тем более, что по результатам неформального общения за столом было принято коллективное решение слегка изменить программу третьего дня визита.

День третий

Третий день начался с ощущения ожидания чего-то очень интересного. Ещё бы, предстояла экскурсия в технический музей г. Синсхейм. Место просто уникальное, в Германию стоит съездить хотя бы для того, чтобы побывать здесь! На огромной площади под открытым небом и в павильонах собраны уникальные экспонаты, отражающие развитие техники на нашей планете. От первых велосипедов до ТУ-144. Да, это единственное место, где можно побывать внутри ТУ-144 и Конкорда, посмотреть на автомобиль, снимавшийся в фильме "Назад в будущее", проследить всю историю развития авиации от первых "этажерок" до современных лайнеров, увидеть эволюцию трактора от одноцилиндрового до суперсовременного и т.д. Словами это передать невозможно. И при этом всё расставлено настолько продумано, что при сумасшедшей плотности размещения экспонатов, каждый можно увидеть в полный размер так, чтобы он не был закрыт другими. Фантастика, но это так.


К сожалению, времени было откровенно недостаточно для осмотра всего такого внушительного собрания - нас ждал следующий референс-визит. По планам это должен был быть завод PUCARO, но, учитывая пожелания участников о том, что они хотели бы увидеть в первую очередь, поехали в другое место - на завод Synventive. Единичное и мелкосерийное производство инжекторных систем к пресс-формам для термопластавтоматов. На первый взгляд, ничего интересного, но на самом деле очень много. Хотя бы то, что работа конструкторского отдела так же охвачена MES-системой и разработка конструкции и техпроцессов рассматривается как часть производственного процесса.

Презентацию проводил начальник отдела информационных технологий завода, г-н Ральф Охлмюллер, человек, который собственноручно внедрял систему и вводил её в производственный процесс. Много говорили о модели мотивации, о том, как принимали систему рабочие и т.д. После этой теоретической части была экскурсия по производству. Интересного было много - и модель работы одного оператора на двух станках (до внедрения автоматизированной системы управления не могли добиться эффективности такой схемы), и один терминал на несколько рабочих мест, и старинные компьютеры с ЭЛТ-мониторами для общего доступа в цехах (зачем тратить лишние деньги?), и схема учёта рабочего времени с момента запуска производственного задания, и модель организации производства со свободным (в некотором диапазоне) графиком прихода и ухода, и планирование отпусков в MES-системе, и организация канбан-поездов и ещё много другого. Довольны остались все.

А закончился день в живописнейшем месте - в г. Хайдельберг. Каждый уважающий себя немецкий миллионер имеет здесь свой дом. Так нам охарактеризовал этот городок Карл Шнеебауэр. И действительно: сам город и панорама были просто завораживающие. А ещё на горе там был старинный замок. После 15-минутного восхождения по крутой мощёной камнем дорожке все почти два часа с удовольствием гуляли по замку, по окружающему его парку. Тишина и умиротворение. И на каждом дереве в парке - инвентарный номер.


Поужинали в местном ресторане, свиная рулька была выше всяких похвал. Но, время поджимало, и вечерним поездом поехали "к себе" в Мосбах. Надо отдать должное, немцы в поезде никак не реагировали на нашу весёлую компанию. Спокойно продолжали сидеть и читать газеты. Молодцы. Приехали уже за полночь и все разошлись отдыхать. Или почти все.

День четвёртый

Утро, как и было запланировано, началось с семинара в офисе MPDV. Карл Шнеебауэр поднял очень интересный и полезный вопрос: как правильно сформировать требования и спецификацию к системе управления производством MES-уровня. Не так то уж это и просто на самом деле. А после началось самое интересное - завод AUDI. Туда поехали после утреннего семинара, а по дороге заехали сфотографировались в здании штаб-квартиры компании SAP. Размеры комплекса зданий воистину поражают своим размахом.

Но вот, наконец, прибыли в г. Некаршульм, где расположен небольшой музей AUDI и один из заводов. Точнее, комплекс из нескольких заводов. Сначала около часа бродили по музею, рассматривали машины, с которых всё начиналось. А в установленное время к нам вышел сотрудник завода Ларс Руоф и началась экскурсия по заводу, где выпускают AUDI RX-8. Это спорткар, который конкурирует с такими известными марками как Порше или Ламборгини. На них даже устанавливаются коробки передач от Ламборгини и окрашивают их в одной камере. Да-да, машины Ломбаргини красят на заводе AUDI и потом отправляют в Италию.

RX-8 для тех, кто не знает, собирается полностью вручную, пространственный каркас автомобиля сваривается из алюминиевых деталей. Выпускают всего 12 автомобилей в день. На каждом этапе - лазерный контроль геометрии. Точность 0,1 мм при ручной сварке - это мистика. Но на заводе AUDI это реальность. Конвейерный способ сборки, переход на следующий этап через 30 минут. На каждом участке работа организована бригадой в 10 человек, раз в 2 часа рабочие меняются местами, один находится на складе (супермаркете) и комплектует рабочие ячейки. Просто, но эффективно. На каждом рабочем месте огромный плакат с конфигурацией конкретного автомобиля. Такой же на капоте.

Прошли весь цикл: сборка передней, средней и задней частей каркаса, их соединение, установка узлов и агрегатов, "свадебный участок", где на шасси устанавливается корпус, покраска, сборки интерьера и установка элементов экстерьера. На каждом шаге рассказывали про используемые технологии и подходы к обеспечению качества. Конечно, были элементы откровенной рекламы, но и полезной информации было очень много. Например, что алюминиевые детали привозят за 3 часа до их установки, поэтому перед сваркой нет необходимости обрабатывать поверхность. И т.д. и т.п.

В завершение посмотрели на тестирование только что сошедшего с конвейера автомобиля в тестовом боксе. Звук мотора на скорости 350 км/ч восхищает! Далее этой машине предстоит тестовый трек на территории завода, тестирование на немецком автобане и только после этого машину отправится к своему владельцу. RX-8 выпускается ограниченной серией и эта серия уже заканчивается...

Далее был обед в ресторане AUDI - все сотрудники ресторана являются сотрудниками компании AUDI. Каждому покупателю машины, кто забирает её прямо с завода, обед в этом ресторане полагается в подарок. Так что немного мы уже почувствовали себя владельцами новенькой AUDI.

После обеда нас ждала вторая экскурсия - на сборочную линию автомобиля представительского класса AUDI A8. Тут уже всё было совсем по-другому. Словно попадаешь в фантастический фильм о будущем. Роботы, манипуляторы, крутят под потолком кузова автомобилей. Впечатляет. Сварочные зоны закрыты укрытиями, а снаружи висят терминалы, показывающие изображения с установленных внутри камер. Опять прошли весь цикл. Узнали, где возникают нюансы, типа удлинённого кузова или пуленепробиваемой конфигурации. Посмотрели, как монтируют двигатель и прочие агрегаты, как "женят" шасси и кузов, ставят машину на собственные колёса, заправляют 10 л. бензина.

Потом нас привели на стадию финального тестирования, где первый раз запускают двигатель. Наш гид предложил постоять и посмотреть, как это произойдёт на очередном автомобиле. Мы с интересом ждали. Двигатель НЕ запустился! Нашему ликованию не было предела. Более того, когда гидравлическим подъёмником стали скатывать машину со сборочного участка, рабочий её не удержал и довольно сильно ударил спущенный перед этим автомобиль. Вот тебе и AUDI. Гид не растерялся, рассказал, что это не страшно, качество позволяет и т.д. и т.п. Выкрутился, одним словом. Профессионал.

Напоследок нас подвели к постаменту, на котором был установлен каркас A8-й. Поразительно, но его можно свободно поднять с одной стороны одной рукой! Алюминий - воистину материал для самолётов и супер-авто! Экскурсия на завод на этом закончилась.


А после завода по производству автомобилей началась экскурсия ещё на один завод. Очень ответственное производство, даже не понятно к какому типу его отнести. То ли непрерывное, то ли рецептурное, то ли дискретное... Винодельня. Там и и баки для брожения и купажирование и расфасовка по бутылкам, маркировка и пр. Автоматизации там нет, поскольку не нужна (предприятие небольшое), но на саму организацию процесса посмотреть было крайне интересно. Естественно, не обошлось без дегустации, рассказа о том, чем отличаются различные вина, почему марка одна, а цена разная. Встречал нас, стоит заметить, лично владелец винодельни.

Поскольку это был последний вечер этой поездки в Германии, завершить день решили так же, как и начинали - в ресторане отеля. Как уже все привыкли, хорошо поели, весело поговорили (несколько раз нам делали замечание, что ведём себя слишком громко), и разошлись - кто спать, кто - гулять по ночному Мосбаху.

День пятый

Вот и наступил завершающий день визита. Утром подъехал автобус, забрал нас сначала в магазин с местными сувенирами (до этого не было возможности попасть в город в часы работы магазинов), потом повёз в аэропорт Франкфурта. Ехали немного другой дорогой - меньше по автобанам, больше по дорогам местного значения. Часа через два прибыли в аэропорт, зарегистрировались на рейс, сдали багаж и на местном метро уехали гулять по центру Франкфурта.

Центральные пешеходные улицы, старый город, магазины, рестораны - каждый нашёл себе впечатления по душе. Но группа оказалась на редкость дружной и сплочённой, в назначенное время все собрались в небольшом местном ресторанчике - фаст-фуд по-немецки. Рулька, сосиски, рёбрышки и пр. - на развес. 2 евро залог за тарелку, 1 евро - за бутылку. Но вкусно. Кое-кто даже взял еду с собой в дорогу.

Вот и снова аэропорт. Спокойный, без раздевания и обыска предполётный досмотр и мы в самолёте. В Берлине перешли на другой терминал, пересели в самолёт до Москвы. Вот и аэропорт прилёта - Домодедово. Слёзы расставания, общая фотография на память. Мы снова на Родине, путешествие закончилось. Или почте закончилось - многих ждал ещё один перелёт на следующий день.


Вы находитесь: Германия-2012 :: Отчёт